Модный портал. Тренды и обзоры 2015

Просвещение

Мы вели речь о различных типах интерпретации как ключевой техники трансгенерационной семейной психотерапии. Другим аспектом интерпретации является то, что с течением времени члены семьи узнают о себе больше. Эта база знаний позволят понять человеческое поведение. Члены семьи постепенно учатся по-новому относиться к своим переживаниям, формируют новые взгляды на жизнь. Следовательно, психологическое просвещение является самостоятельной техникой трансгенерационной семейной психотерапии.

Техника психологического просвещения имеет три основных формы. Во-первых, это формирование обновленной системы взглядов членов семьи. Эта форма включает все виды явного и неявного поведения психотерапевта, которые, объединяясь, формируют новую парадигму поведения членов семьи. Семья обращается к психотерапевту в ситуации кризиса или конфликта, семейное взаимодействие строится преимущественно на эмоциях и взаимных обвинениях. Психотерапевт реагирует спокойно и рассудительно. Не беря на себя труд судить, кто виноват в существующем кризисе, он переводит дискуссию в плоскость семейной истории. О чем говорят его действия членам семьи? Вот лишь некоторые из взглядов, которых придерживается психотерапевт и которые он передает членам семьи: 1) семья не перестанет существовать, кризис – это лишь этап в ее жизни, 2) проблема возникла не сейчас, а берет начало в прошлом, 3) каждый из членов семьи вносит в ее сохранение собственный вклад, 4) разумное обсуждение проблемы способно принести больше пользы, нежели всплески эмоций, 5) существует надежда на отыскание альтернативных видов поведения и 6) житейский хаос, несомненно, можно упорядочить. Процесс психологического просвещения начинается с того, как психотерапевт реагирует на членов семьи.

Во-вторых, психологическое просвещение имеет продолжение в виде терапевтической интерпретации и анализа. По мере обсуждения членами семьи своей жизни психотерапевт постепенно делится с ними своими знаниями о человеческом поведении. Эти знания предоставляются в наиболее подходящий момент и адаптируются к обстоятельствам данной семьи. Подобно хорошему учителю, психотерапевт стимулирует процесс осознания, задавая стратегические вопросы. Так, вместо того чтобы читать лекции о психологии подростков, поскольку 16-летний сын нуждается в формировании новых отношений с родителями, психотерапевт предлагает отцу с матерью вспомнить себя в этом возрасте. Или же делает акцент на династических ожиданиях, приглашая принять участие в сессии родителей супругов, чтобы обсудить обращение с подрастающим поколением. Задавая вопросы стратегической направленности, психотерапевт учит членов семьи важным вещам на материале их собственной жизни.

Третьим способом просвещения в трансгенерационной семейной психотерапии является рекомендация определенной литературы для чтения или прохождение специальных курсов. Керр(Кеrr, 1981) указывает ряд преимуществ такого подхода. Сего точки зрения, члены семьи гораздо быстрее усваивают теорию в академической обстановке, нежели в эмоционально насыщенной атмосфере сессионной работы. Усилия психотерапевта в этом направлении варьируются от моделирования поведения до прочтения мини-лекций. Знакомство с психологическими понятиями помогает понять прошлые отношения. Следующий раздел посвящен тому, каким образом психотерапевт вмешивается в семейную динамику на протяжении ряда поколений.

Работа с родительской семьей

Не исключено, что наиболее плодотворной в трансгенерационной семейной психотерапии стала мысль о том, что люди могут возвращаться в свои родительские семьи для проработки некоторых проблем. Эта идея особенно примечательна, если учесть, что психоанализ исходил из того, что не сами жизненные обстоятельства, а реакции человека на них приводят к заболеванию. В таком случае чувствовать себя лучше означает проработать эти реакции интрапсихически (в собственной душе). Путешествия домой (trips home), или встречи с участием представителей разных поколений, по мнению психоаналитиков, лишь осложнили бы ситуацию, придав ей неоправданную напряженность. Именно Мюррей Боуэн первым отважился на столь смелый шаг и описал собственную работу с родительской семьей, выступая перед американскими семейными психотерапевтами в марте 1967 г. (Anonymous, 1972). В этом разделе будет описаны новаторские техники Боуэна, а также их развитие и совершенствование такими авторитетными клиницистами, как Фрамо, Бошормени-Надь, Пол и Уильямсон.

Сам М. Боуэн (Bowen, 1978) описывает свою роль, когда помогает индивидам самоопределиться в родительской семье, как роль тренера (coach). Как тренер помогает спортсмену, так и Боуэн помогает человеку подготовиться, проанализировать ситуацию и спланировать стратегию поведения на тот или иной случай. Более того, как и тренер, Боуэн обеспечивает поддержку из-за боковой линии, поощряя клиентов и учеников, или тренируемых, разрабатывать специфические стратегии для посещения своих родительских семей, а затем встречается с ними по возвращении. Тренерский подход Боуэна включает много стратегий, три из которых особенно примечательны. Во-первых, он поощряет человека строить персональные (person-to-person) отношения с каждым из членов семьи. Под этим следует понимать, что дочь, например, может взаимодействовать с отцом независимо (или все более независимо) от взаимодействия с матерью. На практике индивидуальные межличностные отношения означают, что дочь может пообщаться с одним из родителей, а второй родитель при этом не будет вмешиваться в разговор. Большинству семей такое изменение трудно принять. Как только повзрослевший ребенок пытается установить такого рода отношения с одним из родителей, второй зачастую испытывает обиду, ощущает себя отверженным или становится подозрительным. Ребенок также может испытывать чувство вины из-за необходимости в прошлом уравновешивать любовь к одному из родителей с лояльностью другому. Так, один из студентов не мог заставить себя писать письма отдельно к отцу и к матери. Первое его письмо напоминало о существовавшем в семье треугольнике отношений и начиналось словами: Дорогие мама и папа. Далее молодой человек сообщал им, что по требованию преподавателя отныне будет писать им раздельно. Ему хотелось предупредить родителей из чувства вины, возникшего в связи с необходимостью исключить из переписки одного из них. Это чувство вины зачастую питается ребяческими фантазиями о физическом вреде, например, сердечном приступе, который якобы может быть причинен родителю в случае ликвидации треугольника отношений.

Во-вторых, Боуэн предлагает начать наблюдать за собственной эмоциональной реактивностью. По его мнению, человек, умеющий следить за своими эмоциональными проявлениями, способен их контролировать. М. Боуэн помогает клиентам и ученикам исследовать собственные семьи. Сюда входит предварительный анализ того, что было известно еще до посещения родительской семьи. Боуэн учит клиентов рассуждать на тему о семейной динамике и определять сферы семейной жизни, которые требуют особого внимания во время посещения. Когда клиент возвращается, Боуэн помогает ему выполнить сложную задачу обработки полученной информации.

Третий этап тренировочного процесса сосредоточен на усилиях, которые человек предпринимает, чтобы избежать триангуляции в эмоционально напряженных ситуациях. Клиента, или подопечного, поощряют к возвращению домой в период особенно напряженных отношений в семье (когда наиболее вероятно образование треугольников отношений). М. Боуэн обучает человека, не упуская из виду эмоционально значимый аспект взаимодействия, сохранять спокойствие и выдержку. Это значит, что клиент не принимает сторону одного или второго участника конфликта, не использует приемов психологической защиты и не контратакует. Избежать триангуляции можно лишь при условии овладения навыками успешного контроля своей эмоциональной реактивности.

Боуэн использует эту трехступенчатую технику для работы и с клиентами, и с учениками – будущими семейными психотерапевтами. Он придает большое значение работе с родительской семьей, рассматривая ее как непременный компонент профессиональной подготовки семейного психотерапевта. Существенный вклад в совершенствование техники работы с родительской семьей внесли и другие сторонники трансгенерационной психотерапии.

Дж. Фрамо (Framo, 1981) объявляет о предстоящей работе с родительскими семьями на сессиях групповой семейной психотерапии. Обратившуюся за помощью пару он помещает в группу, состоящую из других супружеских пар, и сообщает, что ближе к завершению курса психотерапии практически каждый из участников в его присутствии должен будет встретиться со своей родительской семьей. Затем, на протяжении жизни группы, Фрамо постепенно подводит участников к мысли о том, что целесообразно исследовать свои отношения с родительской семьей. Ближе к концу курса психотерапии Фрамо просит каждого из участников организовать встречу с родителями. Его подход отличается от подхода Боуэна, предпочитающего руководить из-за боковой линии. Фрамо выступает активным участником, обычно в паре с котерапевтом-женщиной. Обычно проводится две двухчасовые сессии с участием членов родительской семьи с коротким перерывом между ними с аудиозаписью происходящего.

Бошормени-Надь (Boszormenyi-Nagy & Spark, 1973) работает с родительской семьей аналогичным образом, хотя в менее структурированной манере. Принимая решение о целесообразности участия родителей и прародителей, он руководствуется соображениями этики и справедливости. Постепенно и ненавязчиво он пытается помочь членам нуклеарной семьи проанализировать межпоколенные аспекты. В случае неуспеха представители старших поколений приглашаются для участия в одной или нескольких сессиях.

Норман Пол (Paul & Paul, 1975) привносит еще один штрих в технику работы с родительской семьей, поощряя во время сессий переживание скорби представителями нескольких поколений, что способствует росту эмпатии. Видеозаписи психотерапевтических сессий Пола демонстрируют, в какой мере реальная и воображаемая утрата объекта на протяжении семейной истории может послужить основой для множества межличностных конфликтов. Если говорить коротко, Пол помогает члену семьи вернуться назад, в прошлое, когда произошла утрата или опасение утраты (например, смерть или боязнь быть оставленным), и завершить процесс скорби в присутствии других членов семьи. Этот катарсическая разрядка обычно вызывает эмпатию со стороны других членов семьи, преобразуя подавленные, фиксированные, незавершенные и болезненные воспоминания в скорбь, переживаемую всей семьей. В результате ускоряется процесс исцеления и появляется основа для дальнейшего улучшения отношений в семье.

Дон Уильямсон (Williamson, 1981, 1982а, 1982Ь) предлагает драматически насыщенный подход к работе с родительской семьей, связанный с изменением семейной иерархии. Прежде всего, определяется этап жизненного цикла семьи, на котором предположительно перестали существовать границы между поколениями. Главным является то, что выбирается этап, на котором родители перестают быть родителями, а дети детьми, а их отношения становятся отношениями сверстников. Далее следует обсуждение этого этапа развития семьи. Как часть процесса, впервые выносятся на обсуждение конфликты и тайны прошлого, в том числе темы власти, сексуальности, ценностей, установок, секретов и страхов, которые затем объявляются исчерпанными. Уильямсон приводит подробное описание своей техники (Williamson, 1982a, 1982b), которое мы даем с сокращениями.

Уильямсон начинает с тщательного подбора своих клиентов, уделяя особое внимание их жизненному опыту и уровню зрелости. Так же как Фрамо, он объединяет клиентов в небольшие группы, где проходит довольно продолжительный подготовительный период. В программу подготовки входит написание автобиографии, анализ паттернов коммуникации в семье, аудиозапись писем к родителям (которые используются исключительно в психотерапевтических целях), беседы с родителями и разработка при участии психотерапевта стратегий поведения. Если, по мнению психотерапевта, подготовка прошла успешно и клиент готов встретиться с родителями, организуется трехдневный консультационный цикл в стенах офиса с участием взрослого ребенка и его родителей. Уильямсон управляет ходом дискуссии, поощряя обсуждение личностно значимых тем, для того чтобы изменить властную иерархию в семье. В дискуссию включаются драматические моменты, когда взрослый ребенок заявляет, что больше не нуждается в опеке и отныне его отношения с каждым из родителей будут строиться иначе. Хотя техника Уильямсона сильно отличается от подхода Боуэна и других психотерапевтов, все же имеется общий для всех акцент на освобождении себя из прошлых треугольников отношений и формировании диадических отношений. Уильямсон подчеркивает значение такого параметра, как авторитет.

World Fashion Channel Instagram

    Ив Сен-Лоран. Избранные цитаты

    ● Мне больно физически, чтобы увидеть женщину жертвой, оказываемых жалким, по моде.

    ● Балансируя между радостью и тоской, я принес свою жизнь в жертву творчеству.

    ● Для того, чтобы быть красивой, женщине достаточно иметь черный свитер, черную юбку и идти под руку с мужчиной, которого она любит.